Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить, как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.

Впервые этот термин был введен 8 сентября 1965 года в Тегеране на Всемирном конгрессе министров просвещения, проходившем под эгидой ЮНЕСКО. Повышение функциональной грамотности населения первоначально рассматривалось как задача увеличения количества людей, охваченных общим образованием. Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач.

Функциональная безграмотность (читательская, естественно-научная, математическая, финансовая, цифровая) даже при наличии достаточного уровня образования значительно снижает качество жизни. Она делает человека беспомощным, уязвимым, зависимым от мнения и решений других людей, неспособным к адаптации в быстро меняющемся мире.

Электронный банк заданий по читательской грамотности 
https://ipk74.ru/virtualcab/func-gram/chit-gram/ 

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti 

По математической грамотности 
https://ipk74.ru/virtualcab/func-gram/mat-gram/

https://gimnazia133.my1.ru/FG/Bank_zadanii/matematicheskaja_gramotnost.doc

По естественно-научной 
https://ipk74.ru/virtualcab/func-gram/estesv-gram/

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

Глобальные компетенции 
https://ipk74.ru/virtualcab/func-gram/global-kompeten/metod-portfel/news/elektronnye-resursy-po-napravleniyu-globalnye-kompetentsii/

Нормативные документы

Наименование документа Документ
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности
Рабочая программа курса внеурочной деятельности “Функциональная грамотность” Подписано ПЭП

Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности 

Читательская грамотность.

Естественнонаучная грамотность.

Финансовая грамотность.

Математическая грамотность.

Сборник информационных и методических материалов
для педагогов.

Рекомендации по формированию читательской грамотности.

Формирование функциональной грамотности.

ДЛЯ УЧЕНИКОВ:

 

Естественнонаучная грамотность: создание условий для формирования и оценивания

  • Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности РЭШ  https://fg.resh.edu.ru/
  • Открытый банк заданий оценки естественнонаучной грамотности –  http://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
  • Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач https://fioco.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87-pisa
  • Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.

 

Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение» https://id.prosv.ru/signin


ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Что значить “быть грамотным” в XXI веке? В современных условиях перед каждым ребенком стоит задача научиться-учиться, а перед учителем сформировать умение учиться. Поэтому  и в урочной и во внеурочной деятельности формируется функциональная грамотность: читательская грамотность, математическая грамотность, информационная грамотность, креативная грамотность, естественнонаучная грамотность.

Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.

Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.

Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

1) направленность на решение бытовых проблем;

2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;

4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.

Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.

Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга (в 2021 году – 4, 8 классы).

Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

 

 

О нас

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа № 9"

Важные новости

НОКО – 2024 - В соответствии с Государственным контрактом, заключенным между ООО «АС» и Министерством образования и науки Республики Адыгея в 2024 году проводится…
Участие в конкурсе - Педагог дополнительного образования Семенова Татьяна Николаевна принимает участие  в конкурсе "Лучшая социальная реклама региональной системы дополнительного образования детей республики Адыгея"…
«Достойный труд – основа благополучия семьи!» - Ежегодно 7 октября профсоюзы проводят Всероссийскую акцию, направленную на защиту законных прав и интересов работников. Девиз акции в этом году…

Объявления

Благотворительный фонд “Абсолют-помощь” - «Абсолют—Помощь» на регулярной основе проводит конкурсы для системного развития и объединения усилий стейкхолдеров, решающих проблемы уязвимого детства и формирования доступной среды. Цель…
НОКО – 2024 - В соответствии с Государственным контрактом, заключенным между ООО «АС» и Министерством образования и науки Республики Адыгея в 2024 году проводится…
Участие в конкурсе - Педагог дополнительного образования Семенова Татьяна Николаевна принимает участие  в конкурсе "Лучшая социальная реклама региональной системы дополнительного образования детей республики Адыгея"…

Контакты

385016 Республика Адыгея, г. Майкоп ул. Советская,108

8 (8772) 52-39-07